Персональные тренировки
по социальным танцам
На русском In English
Персональные тренировки по парным танцам

Наш танец подразумевает активное перемещение, вращения, точный контроль своего положения и чёткое ведение партнёрши.Правильная техника работы ног позволяет нам не уставать в танце, двигаться эффективно, быстро и красиво, хорошо контролировать свои перемещения, аккуратно вести партнёршу.

Для начала — немного базовых концепций.

Стопы и устойчивость

При остановке после движения мы устойчивы только в том направлении, куда смотрит стопа (зелёные стрелки). В поперечном направлении (красные стрелки) можно стабилизировать себя только в очень небольшом диапазоне, если вес ушёл в сторону — «поймать» себя будет сложно.

Каждая нога даёт устойчивость в небольшом секторе, поэтому на остановках всегда имеет смысл держать стопы под углом 60°-120° друг к другу — в зависимости от того, в каком направлении мы двигались и в каком нужна устойчивость.

Очень частая проблема «я шатаюсь на остановках» лечится простым поворотом стопы на десяток градусов наружу — это перекладывает нагрузку на более мощные мышцы, способные вернуть вес в баланс.

Передний баланс

Передний баланс — положение корпуса, нагружающее весом переднюю часть стопы ближе к основанию большого пальца.

Мы стараемся останавливаться в переднем балансе практически всегда (кроме случаев, когда нам точно не нужно будет быстро начинать двигаться после остановки — например, партнёршам в поддержке это ни к чему).

Если вы можете подняться на носке, не сместив корпус вперёд или назад — значит, вы в переднем балансе.

Передний баланс позволяет поворачиваться на носке, что необходимо не только для собственно поворотов, но и для поворота корпуса или амплитудной работы бёдер — если нога загружена весом по всей стопе от пятки до носка, «приклеена к паркету», то возможности поворота бёдер и корпуса будут сильно ограничены.

Стопы, бёдра и корпус жёстко связаны

Это вроде бы очень очевидная мысль, но — парадокс! — этому всегда приходится учить.

Бёдра, колени и стопы связаны достаточно жёстко, и повернуть нормально корпус можно только если поворачивается соответствующая стопа. Скручивать нормально бёдра можно только если поворачиваются стопы. Поэтому (в том числе) хотя бы одна нога всегда должна стоять на носке, не касаясь пяткой паркета.

Иначе или не получится достаточный для красивого движения диапазон, или создастся сильная скручивающая нагрузка на суставы, что травматично и опасно для здоровья.

Напряжённые ноги, работающие мышцы

В танце мы задействуем практически все мышцы ног — от тех, что сгибают пальцы ног до ягодичных. От первых зависит наша устойчивость, вторые помогают разгибать ногу и стабилизировать корпус. Все остальные, само собой, тоже работают — нам всё время приходится стабилизировать каждый из суставов ног, на каждом шаге разгибать и сгибать ноги.

При обычной ходьбе многие мышцы почти не задействуются, например, ягодичные мышцы у нас обычно включатся только под тяжёлым рюкзаком или на приседаниях. Но если включить их в процесс движения и заставить работать — мы переложим на них нагрузку с более слабых и легко устающих мышц. Получится двигаться быстрее, меньше уставать, перемещаться эффективнее.

Фазы перемещения

Само перемещение можно разделить на две фазы:

  • разгон и перемещение
  • полная остановка или перенаправление в противоположную сторону

Разгон и перемещение

Обычные шаги не годятся для танца с постоянным движением, быстрой сменой направлений и поворотами. Также они не годятся для скользкой поверхности, такой как лёд или паркет.

На фазе разгона, учитывая, что паркет скользкий, мы будем использовать почти ту же технику, что используется обычно для передвижения по скользким поверхностям — например, на роликах или коньках:
выталкивание от опорной ноги.

Похожее действие мы совершаем и вне танцев, когда когда нужно сделать очень длинный шаг-слайд вбок или, например, прыжок через лужу. Это задействует большие, сильные мышцы. Если заставить их работать на всех перемещениях, мы будем меньше уставать в танце и лучше контролировать движение.
При этом у нас есть задача — сделать, чтобы мы на шагах не подпрыгивали и не приседали, то есть чтобы уровень головы оставался постоянным. Как согнуть и выпрямить колено, но при этом сохранить уровень?

Опорная нога согнута и готова распрямиться, чтобы вытолкнуть нас.

Но выпрямление опорной ноги выталкивает нас вверх или, при небольшом наклоне, вбок или назад, а вот вперёд — практически нет. Поэтому для движения вперёд без скачков необходимо повернуться на стопе:

Во время поворота на опорной ноге мы собираем свободную ногу так, чтобы её стопа располагалась вдоль опорной, перпендикулярно паркету. Далее мы доворачиваемся на опорной ноге, при этом резко выбрасывая свободную вперёд так, чтобы касание паркета точно совпало с битом в музыке, и потом переносим на неё вес.

Стопа свободной ноги должна быть сильно напряжена, чтобы плавно амортизировать перенос веса на неё: каблук должен опускаться на паркет без характерного стука.

Перенаправление

Очень часто в танце возникает необходимость не просто остановиться, а сразу начать двигаться в противоположном направлении (например, в бейсике хастла или зука).

Выгодно уметь при этом не просто сливать всю инерцию в ноль, затрачивая сначала силы на торможение и потом заново на разгон, а переиспользовать энергию.

Звучит сложно, но мы делаем именно это, например, когда прыгаем через скакалку — ноги, включая стопы, напряжены, и мы можем ими пружинить. То есть энергия не теряется, а переиспользуется, как в обычной механической пружине.

Именно поэтому мы не так сильно устаём, делая десятки и сотни прыжков через скакалку. Попробуйте для сравнения попрыгать через полную остановку, опускаясь на пятки — разница сразу будет сильно ощутима уже через 5-10 прыжков.

Полная остановка

В тех случаях, когда нам необходимо полностью остановиться и надёжно стоять на паркете, на помощь приходит техника фиксации. Это даёт нам устойчивость на остановках, возможность танцевать на месте, активно используя корпус, давать хорошую опору партнёрше.

Проще всего объяснить эту технику на примере поверхности стола и пальцев, скользящих по ней. Поставьте большой и указательный палец на стол. Если мы попробуем просто соединить пальцы, они проскользят.

Но если мы сильно надавим ими на поверхность, а потом попробуем свести их - они не только не проскользят, но и послужат нам достаточно надежной опорой. Мы сможем держаться за скользкую поверхность.

То же самое мы делаем ногами на остановках, когда хотим зафиксироваться: давим в паркет и напрягаем ноги, как будто пытаемся свести их вместе.

При этом если вес сконцентрирован на опорной ноге, то достаточно будет стоять в переднем балансе на ней, а основное усилие давления придётся на свободную ногу. Физически мы тем самым мы минимизируем пятно контакта и распределяем давление между ногами, создавая силу трения, которая и будет нас «держать».

Например, партнёрша, резко опускающаяся в поддержку, может таким образом создавать себе дополнительную опору, надавливая свободной ногой в паркет. Партнёр так же может сделать позицию в «раскрытии» более устойчивой.

На этом всё — мы разобрали фазы разгона и движения, перенаправления и остановки. Надеемся, в целом это поможет вам танцевать красиво и при этом — тратить меньше сил.

Как видите, техники достаточно простые, чтобы их можно было «вбить в мышцы» за несколько месяцев занятий, но при этом далеко не всегда очевидные. Если вам помогла эта статья — делитесь ей :)

Отличных вам танцев!